Кайдзен - японская философия ведения бизнеса
В 2013 году автомобильная марка Toyota была признана экспертами самой популярной в мире. Наверное, вряд ли можно поспорить с тем, что менеджмент и корпоративная политика этой компании находятся на самом совершенном уровне – иного пути к подобным лаврам и придумать сложно.
Построить столь совершенный менеджмент удалось благодаря «Кайдзен» – особой философии ведения бизнеса, которую разработал один из ведущих менеджеров компании Тойота - Масааки Имаи. Основная идея данной философии заключается в постоянном совершенствовании всех процессов на предприятии путем разработки более оптимальных стандартов. Не столь важно, какими темпами происходит оптимизация, но она должна идти постоянно, даже очень малыми шагами. Причем, если в какой-то области компания вдруг неожиданно добивается успеха, этот успех сразу же должен быть внесен в стандарты ее работы.
Кроме того, философия «Кайдзен» предусматривает ряд принципов, которые должны неукоснительно соблюдаться. Например, продукция предприятия либо услуги, которые оно оказывает, должны постоянно стремиться к наивысшему уровню качества. По сути, судьба компании Тойота очень точно соответствует этому принципу – ее автомобили покупают не из-за имиджа, а из-за высоких потребительских качеств и надежности. Кроме того, Кайдзен предполагает четкую фокусировку на клиентах – товар или услуга должна соответствовать потребностям рынка и оставлять человека довольным.
Любопытны и принципы, касающиеся управления персоналом. Огромная ставка сделана на развитие самодисциплины и открытости – между отделами активно идет обсуждение текущих проблем, причем любая проблема выносится на всеобщее обсуждение. Если какой-то человек приобрел хороший опыт или сделал открытие – это становится достоянием всей корпорации. Большое внимание уделяется и работе команд – они должны не только взаимодействовать, но и подчиняться единым целям.
Стоит признать, что многие принципы Kaizen успешно внедрялись на отечественных предприятиях, которые действительно через какое-то время прорывались вперед на рынке. Однако, необходимо понимать, что из-за разницы менталитета, строгое следование принципам может не принести ожидаемых результатов. Даже Масааки Имаи годами выстраивал менеджмент в организации, перевоспитывая и без того старательных японцев. У нас же процесс реформирования может затянуться на более длительный период. Но если кому-то удастся внедрить Кайдзен на своей фирме, тот, безусловно, добьется больших высот.
Читать также: